Буква В (Веди)

 Буква В


 
   
   
 
ВЕДИ. Познал мудрость, знания внутри и снаружи, на Земле и Небесах, множество собранное воедино, определенность, направленность, направление, связующие звено, взаимосвязь, наполненность всего всем. Мудрость, находящаяся за гранью понимания. Направление внутрь, линия, связь. Ведать, знать и владеть. Движение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

Пятница, 26 Июнь 2015 19:01 Автор  Л. КРЕМНЕВА
Джузеппе Верди родился в 1813 году в маленькой итальянской деревушке. В деревенской остерии — харчевне, которую содержал отец, прошло детство будущего композитора, рано узнавшего труд и нужду. Джузеппе Верди родился в 1813 году в маленькой итальянской деревушке. В деревенской остерии — харчевне, которую содержал отец, прошло детство будущего композитора, рано узнавшего труд и нужду.

В оркестре царило невообразимое волнение: генеральная репетиция новой оперы Верди «Риголетто» уже началась, а композитор все еще держит в секрете от артистов песенку герцога. Может быть, он собирается сделать публике сюрприз? А вернее всего, не хочет, чтобы новая мелодия стала известной до премьеры. И композитор был прав: еще не успел закрыться занавес после первого спектакля, не успели отгреметь аплодисменты, как темпераментная венецианская публика подхватила задорную песенку. Наутро уже вся Венеция напевала и насвистывала: «Сердце красавицы склонно к измене».

Джузеппе Верди родился в 1813 году в маленькой итальянской деревушке. В деревенской остерии — харчевне, которую содержал отец, прошло детство будущего композитора, рано узнавшего труд и нужду.

Как уныла и тяжела работа! Зато какую радость приносит скрипка старого слепого Буссагета, нередко игравшего под окном остерии! Какое волнение вызывают звуки органа! Был такой случай: когда семилетний Джузеппе по обычаю детей местных крестьян прислуживал во время церковной службы и впервые услышал орган, он забыл обо всем на свете. Напрасно рассерженный патер приказывал ему подать святой воды. Сильный толчок сбил мальчугана с ног, а удар о каменные ступени лестницы лишил его сознания. Однако, придя в себя, несмотря на боль, малыш попросил только об одном — учить его музыке.

Отец подарил ему старенький спинет, и все свободное время Джузеппе наигрывал на нем нехитрые мелодии. Вскоре он научился играть и на органе и нередко заменял в церкви одряхлевшего органиста. Овладев игрой на духовых инструментах, Верди сочиняет марши и танцы для духового оркестра городка Буссето, вблизи которого он жил. Музыка пришлась по душе горожанам. По воскресеньям на городской площади собиралась толпа, чтобы послушать юного Верди. В праздничные дни за Джузеппе и его оркестром высылали омнибус, и молодой композитор, исполнитель и дирижер путешествовал по окрестным селам, радуя земляков своими мелодиями.

Однако в Миланскую консерваторию, куда он попытался поступить, его не приняли. Недальновидный директор не разглядел за бедной одеждой и грубоватыми манерами «медведя из Буссето» оригинальный и самобытный талант.

«Оставьте мысль о консерватории!» Такой ответ мог обескуражить кого угодно, но не Верди, который решил учиться во что бы то ни стало. Он берет частные уроки, изучает музыку своих предшественников, много читает, пишет романсы, а потом и первую оперу.

Работа над второй оперой была прервана обрушившимися на молодого композитора несчастьями: болезнь и смерть уносят одна за другой три жизни: умирает маленький сын, потом дочка и, наконец, горячо любимая жена. В такую пору да сочинять комическую оперу! Но антрепренер неумолим: опера заказана и должна быть написана к сроку. С тяжелым сердцем заканчивает партитуру измученный композитор. Не мудрено, что опера провалилась и была освистана публикой. «С душой, истерзанной обрушившимися на меня несчастьями, ожесточенный провалом оперы, я убедил себя в том, что не найду более утешения в искусстве, и принял решение больше никогда не сочинять»,— писал впоследствии композитор в «Автобиографической заметке».

Но разве может надолго замолчать композитор, если его переполняют мелодии, которые надо открыть людям!

И Верди снова берется за перо. Он мечтает о расцвете итальянской музыкальной драмы, хочет превратить доселе пассивный оперный хор в могучего выразителя народных помыслов, стремится избавить арию от вычурных, виртуозных украшений, мешающих смыслу, старается, чтобы сюжеты его опер были достоверными и логичными.

Разделенная на ряд небольших государств, истощенная бесчисленными войнами, Италия в начале XIX века была завоевана Наполеоном, а после Венского конгресса превратилась в придаток австрийской империи. В стране царила реакция, восстания революционеров — карбонариев — жестоко подавлялись. Но ненависть к угнетателям, стремление освободить родину становились все сильнее. Во главе освободительного движения стояли Мадзини и Гарибальди.

Верди включается в эту борьбу. Его оружие — музыка.

В 1842 году состоялась премьера следующей оперы Верди — «Набукко». Она сопровождалась такими бурными овациями, которых не слыхали даже завсегдатаи миланского театра Ла Скала. В опере на библейский сюжет публика увидела намек на современность. В сценах вавилонского плена ей виделись страдания родного народа, угнетенного австрийским владычеством и национальной разобщенностью.

Страстный патриот, Верди насыщает духом современности и оперу «Ломбардцы в первом крестовом походе», в битвах крестоносцев иносказательно изображает борьбу за объединение родной Италии.

Опера следует за оперой. Мелодии его маршей, хоров, вальсов можно услышать из уст венецианского гондольера, миланского мальчишки, ломбардского крестьянина, римского шарманщика. Его музыка не только легко запоминается — она волнует, будоражит. Недаром австрийская полиция дежурит у театров, где исполняются оперы Верди. Недаром цензура вычеркивает целые сцены, усматривая в них (и это совершенно справедливо!) намеки на современное положение страны. Ведь мелодии Верди, выйдя из оперного зала, разносятся по Италии, становясь настоящими революционными гимнами. Во время исполнения арии древнеримского полководца в опере «Атилла» после слов «Возьми себе весь мир, лишь Италию оставь мне!» зрители вскочили со своих мест, восклицая: «Нам, нам Италию!» Возникла стихийная демонстрация. И так бывало нередко.

Многие оперы Верди написаны на сюжеты Шекспира, близкого композитору сильными страстями, яркими характерами. Сродни ему и свободолюбивые герои Шиллера и романтические, полные неожиданных сюжетных поворотов произведения Виктора Гюго. На сюжеты трех этих писателей созданы лучшие произведения Верди. Удивительна работоспособность композитора, создавшего 26 опер, великолепный «Реквием», чудесные камерные произведения. Возникнув из своеобразия народных итальянских гармоний, музыка Верди унаследовала их свежесть, простоту и напевность.

Особенно пленяют слушателей созданные композитором женские образы. Неувядаемы арии нежной и чистой Джильды («Риголетто»), тоскующей по родине Аиды («Аида»), преображенной любовью Виолетты («Травиата»), преданной и хрупкой Дездемоны («Отелло») и других героинь, наделенных запоминающимися и мелодичными музыкальными характеристиками. Психологическая правдивость образов Верди заставляет слушателей забывать мелодраматизм и некоторую схематичность сюжетов его опер.

Жизнеутверждающее творчество итальянского композитора дорого нам и сегодня. Во всех театрах мира уже более века звучит его музыка.

Источник: Журнал: «Крестьянка»
Автор: Л. КРЕМНЕВА
 
Другие материалы в этой категории: « ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВОЙНИЧ - АВТОР «ОВОДА» »

Хорошее на букву В

----------------------- ВСЁ ХОРОШЕЕ НА БУКВУ В

Разное на букву В

------------------------ ВСЁ РАЗНОЕ НА БУКВУ В

Популярное

Template Settings

Color

For each color, the params below will be given default values
Blue Brown Crimson Green Tomato Yellow

Body

Background Color
Text Color

Header

Background Color

Spotlight5 & Footer

Background Color
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Direction
Scroll to top